Техническое обслуживание средств охранной сигнализации включает в себя целый комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание охранной системы в работоспособном состоянии, обеспечивающем выполнение всех возложенных на неё функций. При техническом обслуживании осуществляются следующие мероприятия:
Регламентные мероприятия должны выполняться квалифицированными сотрудниками, имеющими опыт выполнения данных техзаданий и хорошо знакомыми с принципом построения охранной сигнализации. При регламентном техническом обслуживании необходимо производить следующие мероприятия:
В случае возникновения аварийных поломок и неисправностей, требуется всегда поддерживать резерв необходимых запасных частей, устройств и деталей, которые смогут пригодиться в первую очередь. При аварийном техническом обслуживании охранной сигнализации следует в первую очередь восстановить нормальную работу системы, для чего используются временные схемы переключения, питания или коммутации, которые при восстановлении работоспособности всех устройств будут возвращены в исходное состояние.
Поломки и неисправности являются основными причинами технического обслуживания в аварийном режиме. Они сопровождаются ложными срабатываниями различных датчиков или даже полным выходом из строя центрального контроллера сигнализации. Чтобы предотвратить подобные неожиданные ситуации проводят профилактические регламентные работы, которые направлены на выявление слабых мест и диагностику работоспособности всего оборудования. Очевидно, что со временем оборудование морально и физически устаревает, поэтому требуется его периодическая замена или модернизация. Это напрямую связано с затратой финансовых ресурсов, но в случае отказа от проведения данных мероприятий, часто наблюдается снижение надежности функционирования охранной сигнализации. При модернизации оборудования возможно расширение выполняемых функций, охраняемой зоны и увеличение числа каналов связи с центральным пультом.
Все выполняемые на устройствах охранной сигнализации мероприятия должны непременно отмечаться в журнале. В него заносится информация следующего характера:
По окончании технического обслуживания производится инструктаж местной службы охраны (или эксплуатации) об основных моментах эксплуатации охранной сигнализации, режимах её работы и первоочередных действиях при обнаружении отклонений в работе.
Сегодня, рыночные отношения в обществе развиты настолько, что современные предприятия и индивидуальные предприниматели обрабатывают достаточно большой поток товаров и услуг. Интенсивны товарооборот, требует складских помещений, где можно сохранять товар до его отправки в магазины по продаже конечным пользователям, или потребителям.
К сожалению, не всегда товар на складах можно оставлять без присмотра. Дело в том, что злоумышленники или конкуренты могу попросту либо выкрасть товар, либо его испортить. В том или ином случае, потери будет нести владелец, так как он не позаботился о хорошей охране своего имущества. Но содержать на предприятии подразделения охраны достаточно дорого. И тут на помощь приходит система пультовой охраны.
Система пультовой охраны (охранная сигнализация) – это сложное электронное устройство, состоящее их центрального блока управления и контроля, расположенных по предприятию датчиков, терминала управления и системы связи с публичным подразделением охраны.
Публичным подразделением охраны является любая охранная фирма, отдел охраны МВД, и так далее. Иными словами, подразделение не принадлежит обычному предприятию, а является отдельной частной охранной организацией и предоставляющей услуги по охране, любому обратившемуся.
Для корректной работы охраны без присутствия охранника, охранные фирмы используют системы охранной сигнализации, которая оповещает диспетчера о нарушении периметра или обнаружении движения через телефонную линию, радио сигнал или Интернет. Как правило, новые системы пультовой охраны обдают несколькими видами связи.
Если центральный блок управления и контроля (пульт) вышел из строя, это значит, что предприятие останется без охраны на весь период ремонта. Ремонт охранной сигнализации – не такое уж и простое дело. Центральный пульт, это маленький компьютер, который собран из множества интегральных схем. Вычислить какая из них дала сбой, порой бывает трудно. А если система была подключена к сети питания без применения фильтра, то из-за скачков напряжения могла испортиться программа, которая управляет всем оборудованием. Тогда потребуется её восстановление.
Восстановление охранной сигнализации, если дело касается только перепрошивки программы, занимает не более одного часа. Сам программирования занимает десять минут, но пульт же нужно ещё и испытать в рабочем положении. Поэтому, рекомендуется на время ремонта установить резервную систему пультовой охраны, на весь период ремонта. Так как в самый неподходящий момент, может выясниться, что не только в программе дело и помещения снова останутся без охраны.
Разумеется, не всегда проблема заключается в центральном блоке. Иногда выходят из строя датчики. В таком случае, ремонт охранной сигнализации ограничится только заменой датчика и проверки системы на работоспособность.
Разумеется, если у вас есть образование и лицензия на ремонт систем пультовой охраны, вы можете отремонтировать сигнализацию самостоятельно. Но, как правило, все органы сигнализации опломбированы охранным агентством. Дело в том, что агентство несёт экономическую ответственность за сохранность имущества. Если преступника не удаётся задержать, то бухгалтерия охранной организации должна оплатить ущерб. Поэтому, к сервису систем пультовой охраны частное агентство предъявляет особые требования и ремонт охранной сигнализации может быть произведён только в сервисном центре, которому доверяет охранное агентство. В противном случае, любой сбой системы буде в ответственности владельца сигнализации.
Если сигнализация сломалась и предприятие не «сдается на пульт», не стоит рисковать и самому чинить приборы. Лучше срочно позвонить диспетчеру обслуживающей фирмы и вызвать дежурного техника. Как правило, они приезжают на вызов в считанные минуты.
По существующим правилам фирма, которая осуществляет монтаж и пуско-наладку пожарной сигнализации, заключает с заказчиком договор на обслуживание и ремонт пожарной сигнализации. Некоторые фирмы имеют отдельные бригады, которые занимаются только обслуживанием, но заказчики предпочитают, чтобы техническое обслуживание проводил тот, кто монтировал и вводил в эксплуатацию систему пожарной сигнализации.
Техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации (ОПС) является обязательным требованием МЧС для всех объектов коммерческого и муниципального использования.
Обслуживание осуществляется специализированной организацией, обладающей всеми необходимыми допусками и лицензиями, и является основным мероприятием по поддержанию охранно-пожарной сигнализации в работоспособном состоянии.
Техническое обслуживание ОПС (охранно-пожарной сигнализации). Для поддержания системы пожарной сигнализации в полной исправности представитель компании не реже одного раза в месяц обязан посетить вверенный ему объект и провести плановое техническое обслуживание. По регламенту мастер должен произвести внешний осмотр всего оборудования и выполнить ряд необходимых операций:
Любая электронная система имеет слабое звено, на которое необходимо обратить особое внимание. При обслуживании и ремонте пожарной сигнализации необходимо внимательно проверить все ИПР – извещатели пожарные ручные. Их нажимают впустую и ломают чаще всего. Поскольку в большом здании их может быть много, и они расположены на разных этажах, то сотрудники внутренней охраны часто замыкают ИПР, или если извещатель является первым в шлейфе, то двухпроводную линию «сажают» на резистор, тем самым полностью отключив сигнальную кнопку, которая в случае пожара становится бесполезной.
Достаточно часто проблемными оказываются ДИП – дымовые извещатели пожарные. Чувствительным элементом этого извещателя является оптическая система, состоящая из фотодиода и светодиода. Срабатывание датчика происходит, когда за счёт задымления уменьшается световой поток. Но как показывает практика, эти датчики прекрасно срабатывают не только на дым, но и на пыль.
Так же в отдельных случаях происходят ложные срабатывания. Имея небольшие навыки, сотрудники охраны могут исключить сработавший датчик из шлейфа. Обслуживание и ремонт пожарной сигнализации включает в себя проверку каждого дымового извещателя, а один раз в три месяца все датчики снимаются, открывается дымовая камера (лабиринт) и оптическая система, где производится тщательная очистка рабочей зоны и линз от пыли. Особое внимание следует уделять приёмно-контрольному прибору и помещению, в котором он установлен. Сырость на стенах и потолке гарантия того, что контактные группы прибора окислятся, возникнет переменный контакт и ПКП перестанет работать в штатном режиме. В процессе технического обслуживания проверяются также все средства оповещения:
Если в приёмно-контрольном приборе постоянно срабатывает какой-либо шлейф, то простой и надёжный способ проверки заключается в том, что шлейф отключается от прибора, а на клеммы устанавливается резистор номинала, указанного в паспорте на ПКП. Этот резистор во всех шлейфах выполняет функции оконечного резистора. Если подача тревожного сигнала прекратилась, то следует тщательно проверить шлейф. Кроме неисправных датчиков, на линии могут быть обрывы или короткое замыкание, если не прекратилась, то неисправен приёмно-контрольный прибор.
В договоре предусматривается пункт об установке исправного прибора взамен взятого в ремонт именно в день обнаружения дефекта.